Архитектурное зодчество народов Карелии
Перед русскими дизайнерами стоит очень серьездная проблема - внести в русскую архитектуру черты индивидуальности, непохожести, обозначить ее национальные местные особенности. Естественно, что данную проблему трудно решить без проникновения в сущность дизайнерского наследия, без глубокого понимания тенденций и особенностей развития строительства былых эпох, чтобы, не вставая на путь легкого подражания и стилизаторства, донести языком текущих архитектурных стилей о созданной предками красе. При определении предстоящих путей развития текущей архитектуры Карелии вполне понятно стремление обратиться к опыту карельского народа, тем более что народное деревянное зодчество карельского народа все еще не доконца исследовано и довольно распространены подозрения относительно его национального характера. Мы стараемся описать общую картину начала и подъема деревянного строительства на территории Карелии на базе натурного изучения памятников, рассмотрения литературных и архивных источников. В хронологическом отношении рассматриваются срубы, дома, бани до конца девятнадцатого - первой половины 20 вв., когда из-за общего кризиса Руси народное искусство пришло в упадок. Ранняя отметка изучаемого временного отрезка, определяемая главным образом существующими зданиями, довольно условна, в виду того, что устойчивость традиций и относительная оседлость крестьянского быта до революции 1917 года позволяли длительное сохранение архаичных типов срубов или отдельных архитектурно-конструктивных решений. Если читатель заинтересуется памятниками народного деревянного зодчества карел, прочувствует их великолепие и поймет основные закономерности и особенности их появления, задачу этой статьи можно считать исполненной - интерес к памятникам, восприятие и понимание их красоты не могут пройти бесследно и, в конце концов, должны принести практические плоды. Материальная культура каждого народа, неотъемлемой частичкой которой является зодчество, в результате соприкосания этого народа с соседями обязательно получает различные наслоения. Данный факт можно сказать и о культуре карельского народа, где в следствие специфики истории развития территории отмечаются черты саамской, русской, вепсской, финской культуры. Уже в одинадцатому столетию карелы торговали со славянами, а первые выходцы из новгородских княжеств и с Верхнего Поволжья оседали в Обонежье и Поморье. В двенадцатом столетии часть Карелии влилась в состав Новгородской земли, а в пятнадцатом столетии Карелия вместе с Новгородом влилась в состав России, в где в итоге сформировалась карельская народность. К девятнадцатому веку восточная земля края имела в основном российское население, в то время как западная часть была заселена карелами (граница между территориями с карельским и русским населением в то время была примерно по линии современной Октябрьской железной дороги). Но и население западной части края было разнообразно по национальности. К примеру, юго-восточную землю Прионежья, по близости от Шелтозера, населяли немногочисленные вепсы - потомки в прошлом сильнейшего племени веси. В следствие общения древних вепсов и карел выделились две этнолингвистические группы - приладожские карелы и прионежские карелы, заселяющие юго-западную часть Карелии. Средняя и северная Карелия была заселена самими карелами, которые, по мнению Тароевой Р. Ф., в процессе своего расселения столкнулись с маленьким, но очень самобытным по своей культуре лопарским народом и ассимилировали его. http://eurorates. ru
Отзывы и комментарии