Сколько «Царских ворот» на Дальнем Востоке? Память о путешествии Николая II

Николай II, император России, был первым и единственным правителем великой страны, который пересек ее от Владивостока до Санкт-Петербурга по суше и воде. Это было в 1890—1891 годах.

…По традиции, окончание образования наследника русского престола завершалось поездкой по странам Европы. Но Александр III отправил цесаревича Николая на Восток. Грандиозное путешествие началось 23 октября 1890 года, а его маршрут пролег через Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Китай, Японию.

Это была не увеселительная поездка, а важнейшая миссия. Россия заявляла о своих интересах в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, демонстрировала свою военно-морскую мощь: цесаревич путешествовал на одном из самых современных кораблей — крейсере «Память Азова». Очень важным было и то, что наследник престола устанавливал личные контакты с правящими династиями посещаемых стран.

Всюду цесаревич и сопровождающие его лица встречали самый теплый прием. Но в Японии в городе Оцу один из полицейских нанес Николаю Александровичу удар саблей. Рана, к счастью, оказалась не смертельной, однако, программа пребывания в стране была свернута.

Кстати, двух рикш, которые помогли задержать нападавшего, цесаревич наградил орденами Святой Анны 4-й степени и назначил каждому ежемесячную пенсию в 1000 йен.

11 мая 1891 года наследник престола со свитой прибыл во Владивосток. Здесь по поручению отца, императора Александра III, он принял участие в церемонии закладки железнодорожного вокзала — конечной станции Великой Сибирской железнодорожной магистрали, а так же гигантского сухого дока во Владивостокском порту.

Путь по России пролег через Хабаровку (будущий Хабаровск), Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург и занял около двух месяцев. В Санкт-Петербург цесаревич вернулся 4 августа 1891 года.

По традиции того времени в каждом населенном пункте, в котором наследник российского престола останавливался хотя бы на несколько часов, сооружались триумфальные арки. Чаще всего — из дерева.

Благовещенск 1891 года был самым крупным и самым богатым городом российского Дальнего Востока. В подтверждение — маленькая деталь: если в других городах России хлеб-соль царственному гостю подносили на серебряных блюдах, в Благовещенске — на золотом.

Вот и Триумфальную арку здесь построили соответствующую: каменную, высотою почти в 20 метров. Место на берегу Амура выбрали для нее историческое: в 1858 году именно здесь первые жители будущего города встречали графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, привезшего знаменитый Айгунский мирный договор о воссоединении Приамурья и России… Это был триумф русской дипломатии.

На арке была сделана надпись: «В память о пребывании Государя — Наследника Николая Александровича». Выше надписи располагался герб области с датой события: 4 июня 1891 г. Вверху, в особых нишах, были установлены иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая Чудотворца. Венчали арку шатры, на которых были установлены два герба Российской империи.

…К Благовещенску цесаревич со свитой прибыл на пароходе «Муравьев-Амурский». По свидетельству князя Эспера Эсперовича Ухтомского, автора трехтомного сочинения об этом путешествии, встречавших было не менее 30 000 человек.

В городе цесаревич Николай посетил кафедральный собор и старую церковь, мужскую и женскую гимназии, выставку, подготовленную Верхне-Амурской и Зейской золотопромышленными компаниями, принял парад войск, присутствовал на скачках первоочередного дивизиона Амурского полка. На следующий день уже на пароходе «Вестник» он продолжил путешествие вверх по Амуру.

«Масса народа шла берегом до конца города, провожая дорогого гостя громким „ура“. „Вестник“ сопровождали десять роскошно украшенных пароходов, полных народа». Так было описано отплытие из Благовещенска в телеграмме Северного телеграфного агентства от 5 июня 1891 года.

…В 1923 году с арки сбили и сбросили все, что напоминало о событии, в честь которого она была установлена, и стали называть не Царскими воротами, а монументом имени пятой Краснознаменной Красной Армии. В начале 30-х годов арку снесли окончательно и на долгие годы о ней вообще забыли.

Но вот пришло время «собирать камни». По инициативе горожан и на их пожертвования Триумфальная арка была восстановлена. На это ушло два года (2003−2005) и около 13 миллионов рублей.

С восстановлением Триумфальной арки в Благовещенске стало больше красоты, а в истории города — меньше «белых пятен».

Еще одни «царские ворота» восстановили во Владивостоке.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: