Что такое ленд-лиз и насколько он был важен для Рабоче-Крестьянской Красной Армии?
25 августа 1942 года в 12 часов 36 минут радист порта Диксон принял сообщение за подписью капитана ледокола «Александр Сибиряков» старшего лейтенанта Анатолия Качаравы: «Вижу крейсер неизвестной национальной принадлежности. Идёт без флага. ». Через 73 минуты связь с пароходом прервалась. Рация «Сибирякова» пропала из эфира. Последнее, что успел отстучать его радист: «Продолжаю бой, судно горит».
Но на смену умолкнувшей радиостанции уже заступила диксонская, непрерывно посылающая в эфир: «Постам, полярным станциям, кораблям, находящимся в плавании. Всем, всем, всем! В Карское море проник вражеский рейдер! На координатах *** ледокольный пароход „Сибиряков“ ведёт с ним бой. Всем, всем, всем!»
Так те, кому это тогда было положено по должности, узнали, что на внутренних транспортных коммуникациях Карского моря хозяйничает тяжёлый немецкий крейсер «Адмирал Шеер». О том, что эта военная операция имела кодовое название «Вундерланд» («Страна чудес»), стало известно значительно позже. А вот что нужно было одному из «карманных» линкоров Кригсмарине и сопровождавшим его подводным лодкам в Советской Арктике — это уже тогда не было секретом ни для кого.
А чтобы это стало понятным и нам, уже отошедшим от того исторического периода на приличное расстояние, надо бы ответить на несколько дополнительных вопросов. Один из которых вынесен в заглавие настоящей статьи.
Что такое?. . В первую очередь, ленд-лиз — это специальный закон, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года и предоставляющий Президенту этой страны право оказывать помощь любому государству, чья оборона признавалась жизненно важной для Соединённых Штатов. Статья 5 этого закона устанавливала, что «…поставленные материалы (военная техника, машины, оружие, сырьё), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, оплате в дальнейшем не подлежат». А вот переданное в рамках ленд-лиза имущество, «оставшееся после окончания войны и пригодное для его использования в гражданских целях, полностью или частично"(!) должно было оплачиваться путём произведения выплат по предоставляемым Соединёнными Штатами долгосрочным кредитам, большинство из которых были беспроцентными займами.
Именно такой порядок оплаты ленд-лизовских поставок был предусмотрен и первым, подписанным 1 октября 1941 г. между СССР и США, протоколом, и последующими. А вот все поставки, полученные от союзников в период с 22 июня по 30 сентября, Советский Союз оплатил золотом. Вперёд. Ещё до того, как эти грузы были доставлены на территорию СССР.
На мой взгляд, это очень яркое свидетельство того, насколько важным для нас было всё то, что страна получала по ленд-лизовской программе. Ну, например… В Советский Союз было поставлено 11075 вагонов — в 10,2 раза больше их собственного производства за все военные годы.
А про то, что «дорога ложка к обеду»? Почти до самой середины 1942 года, пока у нас не удалось наладить выпуск собственных метизов (стальных канатов, болтов, пружин и т. п. ), отечественные оборонные заводы в основном работали на том, что поставлялось американцами. Или…
Летом 1942 года немецкие лётчики имели в воздухе двойное превосходство перед нашими. А к ноябрю от него практически ничего не осталось. Только потому, что в СССР ежемесячно шло до 400 американских боевых машин. Или…
Про лето 1941-го можно не рассказывать. Никогда нам, наверное, не прочувствовать того, что тогда творилось на западных рубежах страны. Но осознать — можно. А исторические факты таковы, что большая часть авиационной и бронетанковой техники так и не смогла взлететь с приграничных аэродромов или выйти из летних лагерей и парков. А что взлетело и вышло… Горело, горело, горело… На Украине и в Молдавии. В Белоруссии и Прибалтике. Огромную территорию страны оккупировал враг.
«Под немцем» оказались не только миллионы советских людей, но и значительная часть оборонного потенциала СССР. Многие сотни предприятий. А те, которые удалось эвакуировать на Урал, в Сибирь или Среднюю Азию, только налаживали производства. И до выхода на максимальные мощности им ещё нужно было время. А Московская битва в самом начале декабря 1941-го? А Ельнинская операция, что была чуть раньше? Навряд ли что можно было сделать против танков Гота и Гудериана с шашками наголо. Пример Польши то уже отчётливо показал.
Тогда откуда? Откуда столько военной техники?! Ленд-лиз. Именно во многом благодаря ему к поздней осени первого года войны удалось компенсировать потери Рабоче-Крестьянской Красной Армии в танках и самолётах. По последним боевые потери были не только восполнены, но и перекрыты. Вдвое!
Эти примеры можно продолжать, но и из этой, малой толики, как мне кажется, уже понятно, что ленд-лизовские поставки, особенно в первые военные годы, были очень важны. Их ждали. На фронтах, в армиях, дивизиях, полках. И не только там.
Про блокадный Ленинград знают все. А о том, что в первую военную зиму Архангельск…, город в глубоком тылу, …который от голода и болезней той страшной зимой потерял каждого десятого жителя. О том кто что слышал? Знает?! Двадцать тысяч человек! Вчитайтесь. Двад-цать ты-сяч… А могло бы быть значительно больше. Если бы с согласия Государственного комитета обороны и личного разрешения Верховного городу не оставили 10 тыс. тонн канадской ленд-лизовской пшеницы.
Да, все тяжести той войны вынес на своих плечах советский народ. И расписался на стенах Рейхстага советский солдат. Безымянный рядовой матушки-пехоты. Той самой, что царица полей. Но…
«…нельзя отрицать, что американцы гнали нам столько материалов, без которых мы не могли бы формировать свои резервы и… продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас… Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?» Это не я. Это — Маршал Победы. Георгий Константинович Жуков.
Имя Анастаса Микояна мы знаем значительно хуже. Но именно он, как нарком советской внешней торговли, отвечавший за приёмку ленд-лизовских грузов, лучше кого бы то ни было знал, что они тогда значили для страны. И его признание, что без американских поставок пришлось бы воевать, как минимум, на год-полтора дольше, дорогого стоит. Сколько солдатских жизней сохранено за эти «год-полтора»?! И кем? Вернее, «чем»?. .
Важное, очень важное… Жизненное значение имел ленд-лиз не только для Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Для всего Советского Союза.
Вот только… Хороша бузина в огороде, а дядька-то, дядька! Он же в Киеве. Чтобы вооружение дошло до фронта, продовольствие — до складов, а нужные материалы прибыли на оборонные заводы, всё это необходимо было доставить на нашу территорию. Ну, хотя бы к какому порту.
Но о том, какими маршрутами шли к нам ленд-лизовские грузы — отдельно. Большой и серьёзной проблемой был процесс их переброски до места назначения…