Какие тайны хранит замок Шаакен?

Средневековые реконструкции — одна из значительных статей дохода от туризма в странах Европы. Через неделю мои друзья выезжают в очередной раз в Польшу, в местечко, которое носит название Грюнвальд, где в 1410 году состоялась знаменитая битва. Там каждый июль (битва состоялась 15 июля) собирается несколько десятков тысяч зрителей, чтобы полюбоваться на реконструкцию тех событий. При этом цена на скромную бутылочку пива, купленную в нескольких сотнях метров от эпицентра ретро-битвы, возрастает как минимум, в пять (!) раз. Не говоря уже о прочих вкусностях…

У нас, в России, это практикуется гораздо реже. Реконструкции битв — один раз в пять лет (то бишь, в юбилеи). Замки в России, по большому счету, не строили, только дворцы для царей и особ, приближенных к императору, да еще помещичьи усадьбы, которые расцветали лишь тогда, когда в них правил «башковитый» феодал. При тех, кто белой костью был помельче — эти усадьбы приходили в упадок, а то и вовсе исчезали с карты. Два замка из пятидесяти. И те не уберегли…

Калининградской области в чем-то повезло — после войны ей досталось от Восточной Пруссии порядка 50 крупных и средних замков, несколько сотен кирх и других культовых сооружений. Конечно, большинство из них было разрушено: иные наполовину, иные едва ли не до конца. Но два замка достались нам в первозданной своей красе. Это замок Шаакен (в считанных километрах от международного сектора калининградского аэропорта Храброво) и еще ближе к Куршскому заливу; а также замок Георгенбург (недалеко от Черняховска), где находился легендарный конный завод, который выращивал лошадей ганноверской и тракененской пород.

В прошлое воскресенье мы отправились со старшим сыном в замок Шаакен, где должна была состояться реконструкция из жизни и быта средневековых рыцарей. Через час после выезда из Калининграда, миновав Храброво, мы въехали в поселок Некрасово, где и увидели то, что осталось от замка… Цитадель в море камышей

Когда-то в начале XIII века здесь стояла крепость пруссов, которая называлась Зоке. В 1258 году, когда между Тевтонским орденом и Земландским епископом был подписан договор о разделении прав, Зоке остался под прусским контролем. Но время шло. Крестоносцы все укрепляли свои позиции, становясь все более влиятельной силой. Они притесняли пруссов, те сопротивлялись, поднимали восстания. Владелец замка Зоке стал предводителем восставших. Славы он не снискал — его имени даже не сохранила история. А замок не уберег, рыцари разрушили его до основания.

Но место, на котором он стоял, было очень удобно. Со стороны Куршского залива (до него по прямой 3 км) к стенам замка подступало море камыша. Даже если бы кто-то из сорвиголов высадился на берег, до замка через камыш незамеченным он пробраться не смог бы. Но уже первая суровая зима убедила крестоносцев в том, что по льду залива, да еще ночью, к замку может подобраться даже большой отряд литовцев или племен, живших неподалеку. А ведь рядом (в 6 километрах от Зоке) располагался епископский замок. Он-то и нуждался в защите. Пока нападающие будут разбираться с защитниками Зоке, к орденскому замку всегда можно подтянуть подкрепление.

В общем, на старом фундаменте, кое-где расширив его, и начали строить новый замок рыцари в 1270 году, в качестве рабочей силы используя плененных пруссов. Мужественные люди время от времени пытались бунтовать, но силы были явно неравны. В какой-то мере пруссы были наивны — они верили в то, что если им удастся получить на части кирпичей (еще не застывших) отпечатки волчьих лап — волки обязательно проберутся в замок и загрызут рыцарей. А своих, то есть пруссов, не тронут. Эти кирпичи с отпечатками лап сегодня демонстрируются в замке…

Волки не прибежали спасать пруссов. А для того, чтобы непокорных было меньше, в подвалах замка устроили камеры смертников и помещения для пыток. Сегодня часть оборудования «пыточного» цеха выставлена на обозрение. Мой сын смело устроился в специальном кресле, попробовав, каково оно, орудие пыток. А наш гид рассказал леденящую душу историю. Орудия пыток, самые изощренные

…В середине деревянного кресла было выпилено отверстие диаметром 5−7 см. Как только смертника усаживали в кресло, ему тут же стягивали шею широким ремнем, чтобы он не мог пошевелить головой. Затем ремнями привязывали к креслу руки и ноги.

Мы попробовали честно догадаться, зачем посередине стульчака отверстие. Предположений было много. Тогда гид дал подсказку: под кресло ставили медный котел. Одна из экскурсанток тут же выдала: для того, чтобы во время пыток смертник мог оправлять естественные надобности. Котел потом легче вынести…

Все оказалось гораздо трагичнее. В котел запускали большую крысу. Под ним разжигали огонь. Как только медные стенки начинали нагреваться, крыса искала выход. Ей ничего не оставалось делать, как воспользоваться дыркой в кресле. А дальше она прогрызала себе ход непосредственно в смертнике. Как правило, выбиралась наружу из живота, после чего человек медленно и мучительно умирал…

Не менее страшное наказание ожидало женщин, заподозренных в колдовстве. Если дочь Евы сознавалась сразу, что она ведьма — ее тут же с радостью отправляли на костер, сжигая живьем. Если признаваться отказывалась — обе ее руки укрепляли в специальный деревянный станок с зубьями. Настоящие «челюсти». Как только с помощью цепей «челюсти» сжимали конечность — кости руки ломались сразу в десяти местах. После этого женщина готова была сознаться во всех смертных грехах.

Я уже не говорю о таких «любимых» орудиях пыток средневековья, как испанский сапог и специальный шкаф смерти, куда человека укладывали между двух деревянных створок, у которых с внутренней стороны были вбиты 15-ти сантиметровые гвозди. Причем с тем расчетом, чтобы не задеть жизненно важных органов. «Пытнику» предлагалось провести в этом вместилище всего неделю. Он погибал не от ран, а от жажды… Средняя школа для стрельбы из лука

Но вернемся к реконструкции. Многочисленным зрителям был продемонстрирован целый спектр упражнений, которые помогали развивать у рыцарей силу и ловкость. Потом мы стали свидетелями состязания лучников. Оказалось, что в той же Англии лучников начинали готовить в 7-летнем возрасте. По мере того, как рос мальчишка, все больше «подрастал» лук. Школа подготовки была рассчитана на 9 (!) лет. К 16 годам из юноши получался если и не Робин Гуд, то вполне меткий стрелок.

Кстати, меня всегда занимал вопрос, каким образом лучникам удавалось создавать эффект «града стрел», когда смертоносные прутики летели практически валом. Оказалось, что лучник всегда палил в белый свет, как в копеечку. Он никогда не ожидал результата стрельбы, и пока летела одна стрела, успевал запускать еще две-три… Так кто же варвар?

Но самое обидное в истории замка Шаакен то, что его начали разбирать уже после краха советской власти, в первые годы после распада СССР. Причем, что называется, не церемонились. Пригоняли тяжелую строительную технику и разбивали целые проемы стен. Ну и кто варвары? Средневековые рыцари, применявшие страшные орудия пыток, или наши современники?

А замок все равно отомстил за свою поруганную честь. Многие из тех, кто его разбирал, не дожили до наших дней. Им-то не кирпичи нужны были, а деньги на водку. Она-то их и сгубила.

Можно ли восстановить замок Шаакен? Если не в первозданном виде (где теперь найдешь те кирпичи из средневековья?), то, по меньшей мере, воссоздать исторические контуры? Как говорится, ничего невозможного нет. Единственная загвоздка — деньги. Их в наши тяжелые времена найти очень сложно. А так хочется, чтобы и наши потомки увидели замок. Тот, который нам не удалось сохранить…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: