Почему мы смеемся над комедийными сериалами?
Я собиралась написать эту статью всего по нескольким выдающимся образцам телевизионного юмора. Но когда я попыталась вникнуть и выбрать из многообразия отличных фильмов лучшие, оказалось, что они группируются по основным признакам. Именно поэтому я решила отследить и вычленить характерные особенности некоторых из них и попытаться понять, что же нас так в них привлекает? Утонченный английский юмор
Есть в нем какое-то неуловимое эксцентричное очарование, которое так нравится всем поклонникам английского юмора. Неудивительно, что на благословенной английской земле взросли такие мощные титаны, как Роуэн Аткинсон (для широкой публики — «Мистер Бин») или комик-труппа всех времен и народов «Летающий цирк Монти-Пайтона».
Начнем с родоначальников жанра. Английская комик-труппа, снявшая «Монти-Пайтон» навеки записала свои имена на комических скрижалях (а Терри Гильям потом еще и прославился как режиссер — всего же их было шестеро). Секрет их юмора необъясним — это просто какая-то мистика и взрасти она могла лишь на английской почве. Взять, к примеру, сюжет про самый смешной анекдот, услышав который, все умирали от смеха. Вскоре он стал секретным оружием против фашистов во Второй мировой: «Переводчикам давали переводить по одному слову. Один из них, который случайно увидел несколько слов, три месяца пролежал в больнице».
Для меня это — шедевр юмора, который не переплюнет ни один образец блестящего остроумия из последующих произведений.
Мало кто знает, что язык программирования Python был назван в честь Монти-Пайтона, а небезызвестное слово-паразит «SPAM» (когда-то это было названием низкокачественной ветчины в банках) тоже вошло в обиход из их скетча! По сюжету герои попали в кафе, где в меню каждое блюдо содержало этот самый «SPAM», и даже в титрах к каждой фамилии было прибавлено «SPAM», короче, повторялось более ста раз! Неудивительно, что оно стало символом навязчивой рекламы.
Поддержал славу английского юмора и британский сериал «Дживс и Вустер» по мотивам рассказов П. Г. Вудхауза, впервые вышедший на экран в 1990 году. Наверное, ни в одной стране мира, кроме как в Великобритании, произведение про богатых бездельников и золотую молодежь не снискало бы всеобщую любовь и популярность (действие происходит в Лондоне, его пригородах и Нью-Йорке 30-х годов). А как вы думаете, кто снялся в главной роли? Не поверите — это же ваш любимый Хью Лори, тогда он еще не был в роли культового персонажа, употребляющего викодин в лошадиных дозах.
Этот сериал — типичный ситком (комедия ситуаций), где главный герой постоянно попадает в неловкие ситуации (в основном из-за того, что практически все девушки, в поле зрения которых он попал, имеют на него матримониальные планы), а выпутаться ему помогает умный и эрудированный дворецкий Дживс.
Кроме милых барышень и настоящих джентльменов, которые обязательно встают при виде этих самых барышень, в сериале фигурируют тетушки (ах, как трогательно!) этого самого Берти Вустера, которых тоже надо обязательно спасать, к примеру, под страхом отлучения от изумительной кухни повара Анатоля. Конечно же, из смешных и неловких, но при этом весьма запутанных ситуаций. Короче, нам бы их проблемы, а в целом — самый минимум «чернухи» и цинизма на единицу эфирного времени! Дело врачей
Чего не скажешь о следующем, уже современном, юмористическом феномене. Непонятно почему, но циничные и злобные доктора, которые считают, что все врут, пользуются у зрителя все большей популярностью. Речь, конечно же, идет о «Докторе Хаусе», где одноименный доктор (ах да, его роль исполнил душка Хью Лори, который был таким милым в роли настоящего джентльмена Берти Вустера!) просто-таки исходит желчью с экрана. От его недобрых шуток страдают пациенты и коллеги по работе, его бесчеловечность только подчеркивается его собственной убогостью (доктор хромает, ходит с палочкой и постоянно употребляет наркотики).
Кроме этого, он пользуется услугами проституток, играет в азартные игры и ставит точные и безошибочные диагнозы… А что касается его своеобразного… скажем так, черного юмора, то по этому поводу сам Хью Лори сказал: «Доктор Хаус получает удовольствие от хорошей шутки, он верит в силу юмора. В мире смерти и убожества, где люди, чья жизнь — на волоске, окружают его, только смех является единственной адекватной реакцией на существование».
Сериал высоко оценили не только зрители, которые откладывают все дела, чтобы прильнуть к экрану в ожидании очередной дозы словесного яда, но и различные телевизионные жюри, которые щедро осыпали сериал и его исполнителей премиями и наградами.
После ошеломительного успеха злобных эскапад доктора Хауса даже был снят свежий сериал «Теория Лжи» (Lie to me), на этот раз в главной роли — далеко не последний в актерской когорте Тим Рот. Здесь доктора даже не стали назначать инфекционистом, а просто сделали его специалистом по мимике, который может буквально по глазам определить, врет человек или нет. Естественно, врут все, но навыки доктора Лайтмана и его помогают распутать массу запутанных дел, посадить в тюрьму преступников и спасти от срока невиновных. К нему за помощью постоянно обращаются федералы, правительство, Конгресс и почему-то президент Узбекистана. Рабы Майкрософта
Всем интересно смотреть не только о перипетиях из чужой жизни, но очень хочется узнать в персонажах себя. Для таких были сняты юмористические сериалы «Компьютерщики» и «Теория большого взрыва» (Big Bang Theory).
В «Теории» в общежитии, где живут эдакие типичные ботаны-физики, поселяются… блондинки, тоже типичные (вспомните, где работает блондинка? Конечно, в парикмахерской!). По прихоти создателей фильма пересеклись две параллельные прямые и получилось эдакое из серии «два мира — два детства». Весьма забавно.
Ну, а «Компьютерщики» (оригинальное название — «The IT Crowd», а производство, кстати — Великобритания!) снято для и про работников IT-сферы с их типичными шутками и образом мыслей. Вот, к примеру, цитата:
«- Как ты узнал об этом сайте? [сайт знакомств] — Я зарегистрированный пользователь. — Правда? Ты занимаешься этими штуками для одиноких? — Я тридцатидвухлетний сисадмин, который работает в подвале. Да, я занимаюсь этими штуками для одиноких».
И попробуйте сказать, что среди ваших знакомых нет таких. Или что вы сам не такой. Мультфильмы для взрослых
И тут мы подошли к главной кидалтовской забаве современности — к мультфильмам для взрослых. Это «Бивис и Баттхед», «Южный парк», «Симсоны», «Футурама» и прочие. Их все возрастающая популярность говорит о том, что их поклонники не насмотрелись мультиков в детстве, выключаемых заботливой родительской рукой на самом, как правило, интересном месте.
«Бивис и Баттхед» был одним из первых в этом потоке молочной каши для взрослых. В далеком 1991 году Майк Джадж придумал двух туповатых персонажей, все мысли которых крутятся вокруг телека, металлических (тогда популярных) групп, ну и конечно, телок. Этот сериал шел по МТВ с 1993 по 1997 годы и не теряет своей актуальности до сих пор — хотя ему на смену пришел циничный «Южный парк», мультик для всей семьи «Симпсоны» и для совсем уже оторванных взросло-маленьких зрителей — космическая одиссея «Футурама».
В «Симпсонах» речь идет о жизни обычной американской семьи из городка Спрингфилд (автор — Мэтт Грейнинг, ему же принадлежит авторство «Футурамы»). Наверняка каждый видел хоть одну серию или полнометражный фильм об этих типичных «маленьких американцах», а фразы Гомера давно растащили на цитаты. Судите сами: «Дурак и деньги быстро расстаются. Я бы заплатил много денег тому, кто бы объяснил мне эту закономерность». Или: «Женщины — они как пиво. Хорошо выглядят, хорошо пахнут, и ты готов переступить через собственную мать, лишь бы заполучить их». Ну разве это не гениально?
Наверное, существуют еще масса разновидностей юмора и сатиры в различных их проявлениях — объема одной статьи не хватит, чтобы рассмотреть их все. А в сущности, это и не к чему — все эти комедии с продолжением имеют вполне конкретное назначение — служить пищей для ума и спасением от скуки. Так что вместо старинного рецепта «откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро» советую «здоровой пищей вдосталь запастись и «Хауса» всего пересмотреть» (авторство — мое).