Как Алексей Венецианов «конкурировал» с Академией художеств в воспитании самобытных живописцев?
Художник Алексей Гаврилович Венецианов прославился не только как основоположник «крестьянского» направления в русской живописи, но и как создатель собственной художественной школы и педагогической системы, позволивших ему воспитать немало интересных живописцев.
Решение создать собственную школу для подготовки молодых живописцев родилось у Венецианова после войны 1812 года, когда он близко сошелся со многими выдающимися деятелями русского искусства, по инициативе которых было организовано «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Именно на средства Общества Алексей Гаврилович и открыл свою школу, первоначально располагавшуюся в Петербурге, а затем в имении художника в Тверской губернии.
В школу Венецианова принимались все одаренные дети, в том числе и крепостные. Кстати, многим своим ученикам художник помог выйти из крепостной зависимости. В своей педагогической системе Венецианов отказался от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих питомцев он учил рисовать с натуры, перенося на бумагу и холст изображения реальных предметов обихода и живой природы, постепенно переходя от простого к сложному. Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры, после чего переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. После этого мог быть этап совершенствования и оттачивания мастерства. А некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ.
Ученики Венецианова традиционно хорошо умели передавать в своих работах фактуру предметов, перспективу и световые эффекты, поэтому многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с венециановских учеников и начался расцвет интерьерной живописи в России.
Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в конкурсах, получать официальные звания художников.
Небольшая справка Во времена Венецианова вольноприходящий ученик академии, сдавший экзамены за академический курс, допускался наравне со штатными учениками к конкурсу на присвоение звания классного художника. Для этого надо было на конкурсе получить большую серебряную или любую золотую медаль за картину, выполненную по утвержденной теме. При этом конкурсант получал классный чин и личное дворянство. А получивший большую золотую медаль мог еще и участвовать в конкурсе на зарубежную пенсионерскую поездку. Получившему малую серебряную медаль присваивали звание неклассного (свободного) художника, соответственно без присвоения классного чина и дворянства, но с правом поступать на государственную службу. Свободным художником можно было стать и не сдавая всех экзаменов, но обязательно получив любую медаль за конкурсную работу.
Считается, что через школу Венецианова прошло более 70 человек, часть из которых получила звания классных и свободных художников, а некоторые даже стали академиками. Пожалуй, наибольшую известность получили его ученики Е. Крендовский, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Зарянко, Г. Сорока.
Крендовский Евграф Федорович (1810 — после 1854) происходил из обер-офицерских детей, начальное художественное образование получил в Арзамасе. У Венецианова занимался с 1830 года, параллельно посещая классы академии. Не закончив обучение, был вынужден в 1835 г. по семейным обстоятельствам уехать на Украину, но позднее все-таки получил звание свободного художника. Популярность приобрел благодаря портретам в интерьерах, отдельные из которых даже литографировались. К сожалению, большинство его работ, находившихся на Украине, погибло в годы Великой Отечественной войны.
Тыранов Алексей Васильевич (1808−1859) родился в мещанской семье. С детства увлекался рисованием, у Венецианова стал обучаться с 1824 года, одновременно посещая классы академии. Популярность приобрел еще в период учебы, его картины и этюды охотно покупали, а несколько приобрел император Николай I. На академических конкурсах регулярно получал медали, в том числе золотые. В 1832 году присвоено звание свободного художника, а в 1839 — академика. Работал в различных жанрах, писал интерьеры, пейзажи, портреты, жанровые картины на исторические и мифологические сюжеты. В конце жизни отошел от венециановской школы натурной живописи, его работы стали откровенно слащавыми, а интерес зрителей к ним заметно упал.
Зеленцов Капитон Алексеевич (1790−1845) родился в семье чиновника, выслужившего потомственное дворянство. Основы живописи сначала постигал самостоятельно, а с 1825 года под руководством Венецианова. К этому времени относятся выполненные им этюды крестьян, один из которых («Мальчик, надевающий лапти») был представлен в 1830 г. на соискание звания назначенного в академики. Впоследствии получил и звание академика. Широкую известность приобрел картинами, изображающими интерьеры, портреты в интерьерах и жанровые сцены. Много и успешно занимался книжной иллюстрацией.
Сергей Константинович Зарянко (1818−1870) начал заниматься у Венецианова еще в период обучения в гимназии. В 1838 году получил звание неклассного художника, а в 1843 г. (в 25 лет!) за картину «Внутренность Морского Никольского собора» стал академиком. В конце 40-х годов отошел от перспективной и интерьерной живописи, став известным портретистом. Получил звание профессора, с 1856 г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, во многом придерживаясь педагогических методик Венецианова. У него учились И. М. Прянишников, В. Г. Перов, В. В. Пукирев, ставшие впоследствии известными живописцами.
В короткой статье трудно перечислить всех талантливых учеников Венецианова. Это и Крылов Никифор Степанович (1802−1831), получивший за свои картины звание назначенного в академики, но в период выполнения программы для присвоения звания академика скончавшийся от чумы. И быстро выросший в самобытного мастера Плахов Лавр Кузмич (1810−1881), удостоенный в академии нескольких медалей, ставший классным художником 1-й степени и даже получивший от Общества поощрения художников пенсионную поездку на 6 лет за границу.
Особо стоит отметить учеников Венецианова, начавших заниматься у мастера, будучи крепостными. Среди них одним из самых самобытных и одаренных, несомненно, был Григорий Васильевич Сорока (1823−1864). К сожалению, судьба была к нему безжалостна. Несмотря на все ходатайства Венецианова, он так и не получил вольную. А после отмены крепостного права из-за конфликта с помещиком был приговорен к аресту и телесному наказанию, но не стал дожидаться исполнения приговора, покончив с собой.
Несомненным талантом отличался и Александр Алексеевич Алексеев (1811- 1878), получивший благодаря просьбе Венецианова вольную в 1826 году. Наиболее известна его картина «Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге», за которую Академия художеств присудила малую золотую медаль. Кроме интерьеров и пейзажей писал портреты, один из которых (Портрет неизвестного) ныне находится в Третьяковской галерее. В период обучения у Венецианова выполнил большой заказ на иконы для церкви Обуховской больницы, что позволило ему самостоятельно оплачивать занятия в классах академии. Получив звание свободного художника, перебрался в Псков, где преподавал рисование в учебных заведениях.
В хорошего живописца должен был вырасти и Александр Алексеевич Златов (1810−1832), получивший вольную, как и Алексеев, в 1826 году. С 17 лет он стал выставлять на академических выставках жанровые картины из жизни крестьян и мастеровых. О его несомненном таланте свидетельствует и то, что его картины даже разыгрывались в лотереях, в том числе в пользу детской больницы Петербурга. К сожалению, он умер молодым.
Венецианов не имел значительного состояния и почти постоянно нуждался в средствах, но денег на своих учеников не жалел, предпочитая в чем-то ограничивать себя и свою семью. Естественно, что далеко не все его ученики выросли в больших мастеров. Но громадное спасибо Алексею Гавриловичу Венецианову за то, что он открывал талантливым молодым художникам прекрасный мир живописи и заботливо вел их по тернистому жизненному пути.