Куриный бог: каков он?
Наступило лето, а значит — пора отпусков и каникул. Ласковая волна, пляж, теплое солнышко… Неужели просто лежать на подстилке, время от времени отрываясь от нее, чтобы окунуться?! Вот уж нет. Можно, например, заняться собиранием камушков. Если повезет, то среди них найдется и куриный бог — это тот, который имеет сквозное отверстие, будто специально для того, чтобы продеть в него шнурок и нацепить на шею.
Строго говоря, наши предки куриным (или курячьим) богом называли не только такой камушек, а и многие предметы, совершенно на него непохожие. Старый лапоть, кувшин или горшок с отбитым донышком. Их полагалось повесить в курятнике и под стрехой дома, чтобы обезопасить, прежде всего, поголовье домашней птицы, а заодно и семью хозяина от проделок домового и кикиморы, да чтобы лучше неслись.
Что же общего между этими вещами? Кур славяне приносили в жертву Сварогу и Сварожичу, а также Макоши, куриные блюда были поминальными, т. е. связывались с миром предков, которым и поручалась защита. Дырявый камешек, посуда без дна и рваный лапоть — все они имеют отверстие, а поскольку относятся к стихии земли, то это отверстие уподобляется пещере, возможности прохождения через материю небесного огня. Надо также учитывать, что петух в стародавние время назывался куром и тоже был связан с огнем.
Но не только мелкие экземпляры камушков воспринимались носителями особой силы. В корнуоллском Мэдроне больному люмбаго надо было девять раз проползти по ходу солнца сквозь «ползучий камень», а чтоб прибавить здоровья ребенку — просунуть его в пролом камня Мен-ан-тол. Камню Одина (в Оркни) доверялось бракосочетание тех, кто, взявшись за руки, проходил сквозь отверстие в нем, принося друг другу клятву верности. А в Каслдермоте есть на Клятвенный камень, тоже с отверстием. Если взяться за руки в этом проеме и принести клятву, она считается нерушимой.
Те же камни, что умещаются в ладони, признавались практически повсеместно в качестве важных оберегов. А обережные ракушки с дырочками обнаруживаются на стоянках человека каменного века. При этом в разных местах их называли то священными, то колдуньиными, а в Шотландии — кобыльими (скорее всего, из-за поверья, что они уберегают лошадей от потливости, а также помогают жеребящимся кобылам).
Считалось, что защищают от злых духов и несчастий, избавляют человека от зубной боли и ночных кошмаров (главное: повесить или приложить в нужном месте), а скот — от болезней и падежа. По поверью, сохранившемуся до наших дней, куриный бог не может быть подарен, так как приносит удачу только тому, кто сам его найдет. И его нельзя изготовить, проделав дырочку — отверстие должно быть природным.
Среди христианских святых народ также нашел покровителей кур — ими определены Косма и Дамиан, весьма почитаемые на Руси. И день их почитания, 1 ноября, стал называться «курячьими именинами».
До курячьих именин еще далеко: успеем погреться на солнышке, нырнуть в ласковую волну, побродить по пляжу, пособирать на берегу камушки. А вдруг да отыщется среди них куриный бог?. .