Бумажные арт-кружева. Возродится ли снова ажурный узор белорусской выцiнанкi (вытинанки, вырезанки)?
Помню, на южном солнечном пляже местный фотограф как-то вырезал мой профиль из роскошной бархатной бумаги. Мне было лет пять. Художник виртуозно работал острыми ножницами, я завороженно смотрела, как из-под мелькающих лезвий появляется тонкий черный силуэт, а у самых наших ног пенились теплые морские волны… Бьюсь об заклад, что подобные воспоминания хранит не только моя память.
Такие же южные «трофеи» бережно вклеены во многие семейные фотоальбомы наследников общего адреса — Советский Союз. Однако не каждый знает, что у силуэтной резьбы по бумаге интересное прошлое, довольно глубокие корни и странное старинное название — вытинание, т. е. вырезание.
Вытинанки — вид искусства столь изысканный и изящный, что им увлекались даже такие именитые матера кисти, как, например, Анри Матисс. В то же время, силуэтная резьба — занятие совершенно несложное. Его быстро осваивают и те, кто не имеет прямого отношения к краскам и мольбертам. Великий сказочник всех времен и народов Ганс Христиан Андерсен, между прочим, тоже пробовал свои силы в мастерстве извлечения четких профилей из бумаги. И не только он.
И не только в Западной Европе. Замысловатые бумажные кружева-картинки с самыми разными сюжетами из мифологии, народных сказаний, религиозных историй и повседневной жизни и быта вырезались повсеместно — в том числе и в Прибалтике, и в России, и в Беларуси, и на Украине. Земля полнилась мастерами и умельцами.
Техника создания вытинанок пришла к нам из Китая (вслед за технологией создания бумаги и массовым промышленным способом ее изготовления). Самые древние образцы ажурной резьбы бережно хранятся в музеях Поднебесной. А вот работы наших первых мастеров, к сожалению, не сохранились.
Бумага — материал общедоступный, особой ценностью не отличается. Это и сыграло с искусством вытинания роковую шутку. Вся ажурная красота (салфетки, занавески, оклады образов, панно и т. д. ), оживлявшая интерьер простых жилищ наших пра-пра-прабабушек, традиционно обновлялась к Великодню (Пасхе). Старые вытинанки выбрасывались, а на свежевыбеленных стенах, чисто вымытых окнах, сундуках и столах развешивались-раскладывались новые образчики народного декоративно-прикладного творчества. И так из года в год.
Обидно… Сколько чудесных работ утеряно безвозвратно, сколько затейливых орнаментов, сколько мыслей и чувств, мимолетом выраженных мастерами из народа в бумажных кружевных композициях… Какой богатейший исторический материал исчез навсегда!
Последний всплеск массового увлечения вытинанками пришелся на первое десятилетие после Второй мировой войны. А дальше — вы знаете. Смутным воспоминанием о чудесном искусстве ажура остались лишь бумажные новогодние снежинки на окнах советских детских садов, да привезенные с южных курортов силуэты из черного бархата в фамильных альбомах.
Тем не менее, сегодняшние энтузиасты, возрождающие технику создания вытинанок, не унывают. По крупицам собирают сведения о старинных узорах и художественных мотивах: расспрашивают долгожителей в деревнях и селах, исследуют госархивы, заглядывают в хранилища церковных храмов, штудируют библиотечные материалы. Нелегкая предстоит восстановительная работа, но посильная.
Кроме того, народная память — она уникальна, способна хранить древние образы, буквально, сама по себе. Если спросите у белорусских ремесленников, откуда они берут идеи для вытинанок или как создают свои шедевры, то самым вероятным будет простой ответ: «А як рука павядзе!». Вот так, никакого предварительного плана, эскизов, наметок. Взял ножницы, лист бумаги (белой, черной, цветной), сложил несколько раз, прислушался к себе и вырезаешь. Следуешь за своим сердцем. Куда рука ведет. А рукой художника известно кто водит.
Что ж, Беларусь все еще богата талантами и полна мастеров, влюбленных в искусство выцiнанкi (так на белорусском звучит название техники). Радует, что каждый год появляются новые имена. Этому процессу способствует и поддержка государства, проводящего политику возрождения народных ремесел в стране, и волна растущего мирового интереса к традиционным видам национальных искусств, и, конечно же, все та же доступность материала (бумаги) и простота техники исполнения.
Очень даже возможно, что вытинанки скоро снова войдут в наши дома. Возможно, мы и не станем развешивать белые бумажные кружева повсеместно на своих стенах и окнах, как в былые времена. Вряд ли. Но использовать искусство вытинания в качестве интересных интерьерных элементов или как дизайнерские дополнения в художественных разработках (в первую очередь, авторских) — это вполне вероятно.
Хотя, суть даже не в этом. Важно, чтобы сохранилось искусство как таковое. Для внуков наших с вами внуков.
-------------------------------------- В статье использован иллюстративный материал: с сайта газеты «Наша Нива» (www. nn. by), из галереи сайта Ольги Бабуриной (vitcinanca. narod. ru), сообщества «Этнаграфiя Беларусi» (community. livejournal. com/by_ethno).