Когда в Белоруссии появились коммунисты?
Белоруссия — как большой перекресток дорог, идущих с запада на восток и обратно. Основные христианские конфессии, католики и православные на территории страны мирно уживаются на протяжении веков и не имеют претензий друг к другу.
Основная часть населения считает если не себя, то, по крайней мере, предков своих православными. Но и «подчиненные» Папы римского никогда не оставляли восточные земли Речи Посполитой (или западные Российской империи) без своего внимания. Практически все католические монашеские ордена в свое время действовали на территории современной Белоруссии. Некоторые и по сей день.
Предвижу удивление читателей: причем же здесь коммунисты? Не торопитесь, скоро все станет на свои места.
Первыми монахами, «посетившими» наши края, были крестоносцы — представители Тевтонского и Ливонского орденов. Ничего хорошего об их деятельности сказать нельзя. К счастью, военная авантюра провалилась. Точнее, разбилась о мужество и воинскую доблесть славян.
Монахи без мечей и кровавых целей впервые появились в Белоруссии в начале XIV века. Необычайно преуспели иезуиты и пиаристы. Кроме успешного достижения своей главной цели — борьбы с «чумой» Европы того времени, кальвинизмом, монахи проводили огромную просветительскую и образовательную работу, чем снискали уважение властей и населения.
В коллегиумах и академиях преподавались кроме богословия языки, литература, логика, история и физика. Выпускники учебных заведений не были связаны обязательством посвятить себя служению господу и могли оставаться светскими лицами.
Иезуиты настолько «прижились», что после папского запрета их деятельности в 1773 году по разрешению Екатерины II продолжили свою работу на территории части Речи Посполитой, присоединенной к России после раздела. Успехи ордена в борьбе за собственное выживание по достоинству были оценены Папой Пием VII, официально восстановившим статус непослушных монахов на территории Российской империи в 1801 году. А спустя еще 13 лет орден был полностью реабилитирован. Таким образом, Белоруссию вполне можно считать второй родиной иезуитов.
Возле города Барановичи в д. Столовичи долгое время существовала командория монахов-рыцарей иоаннитов, кавалеров ордена в честь Иоанна Иерусалимского, известных защитников Средиземного моря от пиратов. Штаб-квартира ордена размещалась на Мальте. «Белорусскую» резиденцию основал один из богатейших людей Европы — Николай Радзивилл Сиротка, сын которого, Жигимонт Кароль Радзивилл, возглавил «филиал». Иоаннитов изгнали в 1817 году, когда территория вошла в состав Российской империи. А в каменном здании костела Иоанна Крестителя после капитальной перестройки в 1866 году разместилась и существует по сей день православная церковь.
Курьезной на фоне последовавших исторических событий выглядит история ордена белых ксендзов. Монахи появились в г. Пинске, что на Полесье, в конце XVII века. Построенный ими в 1695 году деревянный костел простоял около 100 лет, затем на его месте был воздвигнут каменный в честь святого Карла Барамея. Каменное сооружение можно увидеть и сегодня. В чем же курьез? Дело в том, что монахи по уставу, утвержденному Папой, не имели личной собственности, а только общую. Жили коммуной и называли себя… коммунистами. Да еще и «имени» святого Карла.
Белорусский город Береза еще недавно носил имя Береза Картузская. «Виновники» сего монахи-картезианцы. Их особенность — обет молчания. Монастырь картезианцев был основан в 1698 году, монашеская жизнь протекала молча в маленьких индивидуальных домиках с огородиками, от которых и кормились.
Всего во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой в Белоруссии действовало около трех десятков монашеских орденов. Причем не только католических, но и униатских. Монастырей насчитывалось почти две сотни. Но после раздела Польши не всем повезло так, как иезуитам. Под различными предлогами в XIX веке деятельность большинства монашеских объединений была прекращена, а здания монастырей и костелов переданы Православной церкви.
Очередное перераспределение собственности произошло уже в годы советской власти. Для добротных каменных зданий монастырей пара веков — не срок. В них разместили сохранившиеся до наших дней больницы и детские дома, учреждения власти и образования, предприятия и даже тюрьмы. История монахов живет в современности.