Что такое: «мажется, но не масло»?
В давние совейские времена бытовал такой анекдот. В одном НИИ ученые подрядились создать масло из экскрементов. И когда через год их спросили о результатах работы, они ответили, что добились больших успехов. Правда, полученный продукт еще не масло, но уже мажется. Похоже, сейчас они, наконец, добились своего. Лет двадцать назад, когда мы вытаскивали масло из холодильника, оно было твердым, мазать его было нельзя, а если клали на горячую сковородку, то оно спокойно плавилось. Сейчас все не так. Извлечешь масло из холодильника, а оно все равно мягкое, хоть сразу на хлеб намазывай, кинешь на сковородку, а из него один пшик выходит, совершенно не годится для жарки.
Так в чем же дело? А дело в том, что это совершенно разные продукты, выпускаемые под похожими названиями. Масло сливочное как было, так и осталось маслом. Но появилось так много всевозможных его заменителей, суррогатов, да и просто фальсификатов, что обмануться проще простого. Если раньше в магазинах, кроме обычного, сливочного, можно было изредка увидеть еще 3−4 сорта масла, то сейчас в продаже присутствует не менее сотни «масел». Во всяком случае, в ближайшем супермаркете я насчитал шестьдесят три различных упаковки. И это несмотря на то, что потребность маслодельной промышленности в молоке удовлетворяется всего лишь на 20−25%.
По осторожным оценкам, до 90% из них ничего общего со сливочным маслом не имеют. Например, хваленое «Масло мягкое «Деревенское». В лучшем случае это маргарины или «масла», изготовленные из растительного сырья. И называются они «мягкими», «легкими», «особыми» и так далее. Это совершенно новый вид продукции, не относящийся ни к сливочным маслам, ни к маргаринам.
Путаница с названиями позволяет производителям выдавать свои продукты за традиционное коровье масло, завышать цены на них и получать высокие прибыли. Но это только поначалу. Слишком резко такие масла появились на нашем рынке. С непривычки нам и в голову не приходит читать махонькие буковки на этикетке. А ведь именно там указано главное. Я специально проверял, и не нашел упаковки, где бы не было упомянуто происхождение масла: из натурального коровьего молока оно, из маргарина, или из растительных жиров. Правда, хитро указано. Вот передо мной упаковка с маслом «Оригинальным». Крупно написано «масло». Средним шрифтом, но красными буквами, «масло сливочное», и совсем мелкими черными буковками — «маргарин мягкий низкокалорийный».
Практически ни на одной этикетке не расшифровано, какое именно растительное сырье было использовано. А это тоже важно. Кокосовое масло полезно, его добавка делает продукт диетическим. А арахисовое масло может вызвать аллергию. А, если не дай бог, используется животный, скажем, тюлений жир, вы здорово пополните запасы холестерина в своем организме. Правда, где на всех набрать тюленей? Впрочем, тюлений скандал касается только импортных масел. У нас, как правило, используют растительное сырье.
Новые продукты выпускают в соответствии с ТУ (техническими условиями). Но именно здесь тоже таится обман. Всего на этикетке не укажешь, а ТУ каждое предприятие разрабатывает свое. И продукты, с вроде бы одинаковыми показателями, могут быть совершенно разными. Так что обращайте внимание еще и на производителя масла.
А вот если на этикетке нет указания на происхождение масла, или не указан его производитель, его адрес, или нет сертификата соответствия качества — то это явный фальсификат, и в нем может быть все, что угодно. И это опасно. Да и этикетка пока не очень-то спасает от произвола недобросовестных производителей. Чего только не добавляют в масло, хоть в мягкое, хоть в сливочное! Но в мягкое добавляют наверняка.
Обратите внимание на сроки хранения масла. Если на этикетке указан срок хранения от полугода до двух лет, да еще не указана температура хранения — перед вами масло с консервантами, а ведь не все консерванты одинаково полезны.
Выбор за вами. Вы как хотите, а я выбираю мягкое масло. Но осторожно.